XV Международной конференции
Применение новых технологий
в образовании
29 – 30 июня 2004 г.
Троицк
Секция 1
Информационные технологии в учебном процессе
Information technologies in education
Развитие творческих способностей школьников
и
формирование моделей учета
их индивидуальных достижений с использованием ИТ
Андриянова О.Г. (s1936andrijnova@mail.ru),
Пожидаева З.А. (pozinaida@yandex.ru)
Школа № 1936, г. Москва
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как «одаренного» либо как «неодаренного» на данный момент времени – значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты «одаренных» и «неодаренных» коренятся в неадекватности (и легкомысленности) исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок. Возникает вопрос, как сохранить данную природой одаренность ребенка и развить творческие способности менее одаренного, вовремя поддержать, направить.
Поэтому в процессе обучения необходимо видеть каждого ребенка, а не усредненные показатели класса. Адекватное рассмотрение уникального по своей природе явления детской одаренности требует подхода, учитывающего как способности, так и особенности личности одаренного ребенка, его нравственного, духовного облика. Выявление, развитие и обучение одаренных детей образует единую систему. Ни одна из этих форм работы не может являться самоцелью и выступать в отрыве от других. Так, диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а быть средством наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка.
Любая диагностическая деятельность невозможна без информационной базы. И на помощь школе приходят современные информационные технологии. Мы начинали эту работу с изучения творческих способностей детей:
Выявить, по возможности, интересы, наклонности детей, начиная с 1-го класса, и завести общешкольную картотеку;
Путем систематических наблюдений:
Изучить положение ученика в классном коллективе, характер взаимоотношений с ним;
Изучить интересы и склонности, способности ученика, возможные включения его во внеурочную кружковую, общественно-полезную деятельность;
Изучить положение ребенка в семье.
В рамках щирокого использования НИТ в управлении образовательным учреждением у себя в школе мы создали компьютерный банк данных «Контингент», где содержатся данные о каждом ребенке.
Предполагается ежегодное заполнение личной карты в базе данных классным руководителем. (см приложение 1)
В преподавании, осуществляемом на принципах педагогического сопровождения, акцент делается не на программный материал, а на организацию индивидуальной познавательной деятельности. Учитель анализирует сам и помогает понять ученику не только содержание того, что он усвоил, но и как ему это удалось сделать (с помощью каких приемов, техники). Кроме того, учитель помогает учащимся в выявлении своеобразия обработки полученной учеником информации. У одних учащихся выявляется способность к анализу и сравнению различных фактов, событий, предметов («логики, анализа»). У других выявляется склонность к усвоению информации в целом, при опоре на интуицию.
Знание о том, как можно строить свою учебную работу, - это знание особого рода и оцениваться оно должно иначе, чем в традиционной парадигме образования.
Во-первых, это должна быть совместная деятельность ученика и учителя с преобладанием приоритета ученика.
Во-вторых, оценивание должно быть не только количественным (по пресловутой пятибалльной системе), но скорее качественным, от низкого до высокого уровня развития того или иного качества в различных сферах деятельности ученика.
Результаты наблюдений учителя на занятии, результаты учебной деятельности школьников фиксируется в их карте личности (см приложение1), в которой особенное внимание уделяется развитию индивидуальности, его самопознанию и самосовершенствованию.
Понятно, что без компьютерного мониторинга, диагностики (о существующих тестах можно говорить долго и особо) поднять этот круг вопросов, т.е. действительно выстроить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика (если их - 1000) невозможно.
Приложение №2
Индивидуально направленная дидактическая система развития творческих способностей школьников школы № 1936
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Приложение 1
Динамика личного развития школьника школы № 1936 г. Москвы
№ | Аспекты развития. | Начальная школа (классы) | Средняя школа (классы). | Старшая школа (классы) |
1 |
Успеваемость. отставание (предметы) опережение (предметы) |
|||
2 | Наклонности и формы их закрепления (кружки, факультативы, студии и т.д.) | |||
3 | Особые творческие достижения. | |||
4 | Состояние физического развития, группа здоровья, отклонения, хронические заболевания. | |||
5 | Занятия спортом (вид, уровень, разряд) | |||
6 | Внутришкольный социометрический статус, определяемый по соответствующим возрасту социометрическим методикам. | |||
7 | Акцентуации личные (отклонения в поведении, вредные привычки и т.д.) | |||
8 | Условия жизни (семейные, социальные, бытовые и т. д.). | |||
9 | Тип и свойства темперамента (определяется по спец. методикам психологом школы). | |||
10 |
Творческие мотивы: -мотивы познания; -мотивы занятости; -мотивы достижений; -мотивы общественной пользы; -мотивы интеграции; -мотивы лидерства; -другое |