1518апреля 2004 
г.
Челябинск

Всероссийская конференция

"Информатизация общего и педагогического образования- 

главное условие их модернизации"

Андриянова Ольга Григорьевна, Авраменко Светлана Владимировна
Средняя школа №1936 Юго-восточного округа г. Москвы.

Организация обучения по индивидуальным учебным планам

Жизнь убедительно показала малоэффективность обучения всех и всему. Основная идея обновления старшей школы состоит в том, чтобы существенно расширить возможности выбора каждым школьником индивидуальной образовательной программы.

Все обучение должно строиться с учетом их жизненных планов. Идея профильной дифференциации и вариативности  в старших классах давно пыталась найти свое место в школьной жизни. Наша  школа не исключение.

Что лучше: профильные классы (экологические, физико-математические, химико-биологические, правовые, медицинские, милицейские и прочие) или профильные группы, представляющие собой более гибкую систему обучения, позволяющую регулировать содержание и объем учебного материала или многопрофильное обучение, когда каждый ученик самостоятельно выбирает интересующие его предметы (базовые, профильные, специализированные), в зависимости от своих потребностей и возможностей школы. Одному учащемуся для продолжения обучения в ВУЗе в большем объеме необходимы такие предметы, как математика и физика, другому - математика и информатика, третьему - информатика и биология, вариантов множество! Удовлетворить желания  каждого ученика традиционной унитарной организацией учебно-воспитательного процесса  невозможно. Система образования в современной школе должна учитывать интересы каждого, должна быть вариативной, дифференцированной, открытой для гуманных и обоснованных инновационных технологий.

В пояснительной записке к Московскому региональному базисному плану записано:  «Обучающийся имеет право выбора предметов, видов деятельности, вплоть до участия  в формировании индивидуальной образовательной программы. С целью оптимизации учебной нагрузки обучающихся, создания наиболее благоприятных условий для их развития следует максимально использовать  возможности перевода учащихся на индивидуальный  учебный  план». 

 Профильная дифференциация и вариативность требует прежде всего внедрения новых подходов, а для этого необходимо решать вопросы нормативно-правовой базы, программно-методического и материально-технического обеспечения, совершенствовать систему повышения квалификации кадров. Таким образом, мы подошли к идее обучения в 2002-2003 учебном году учащихся 10-11 классов нашей школы по индивидуальным учебным планам. Мы  не первопроходцы, ряд школ Москвы  уже работают по подобной системе (например, школа   № 1131 Западного округа, директор Журавлева Кира Ивановна). Естественно, мы пытались частично взять на вооружение их опыт, но, как в любом новом деле, у нас есть свои находки и свои ошибки.

Форма организации обучения по индивидуальным учебным планам строится на частичном отказе от привычной классно-урочной системы. Учащиеся объединяются в группы по интересам, т. е. по количеству выбранных часов по тому или иному предмету, состав групп «плавающий», меняющийся от урока к уроку. Учебные журналы качественно изменились: от журнала «классного» перешли к журналу «учительскому». Но начнем по порядку. Работа по переводу учащихся на новую форму обучения началась задолго до 1 сентября.

Подготовительный этап (январь – май  2001-2002 учебного года).

1. Сначала был составлен план.

                               План работы по подготовке внедрения индивидуальных учебных планов в 2002-2003 учебном году.

2. На родительских собраниях в феврале месяце было проведено первичное анкетирование среди учащихся 9-ых классов и их родителей с целью выявления наиболее востребованных курсов по каждому учебному предмету.

   АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ 9-х КЛАССОВ.

1.      Ф.О. ребенка____________________________

2.      Ваши планы на дальнейшее обучение:

·        10 класс в нашей школе_____________________

·        другое учебное заведение___________________

3.      В 10-х классах нашей школы вводится многопрофильное обучение. Какие из следующих предметов Вашему ребенку необходимо изучать в расширенном объеме:

·        Русский язык_________________________

·        Литература__________________________

·        Математика___________________________

·        Физика________________________________

·        Химия_________________________________

·        Биология_______________________________

·        История________________________________

·        Информатика___________________________

·        Английский язык_______________________

·        Другие________________________________

                       ( название предмета )

                                     ПОДПИСЬ:_________________

Результаты анкетирования были обработаны и  представлены в виде диаграммы.

4.      Используя социальный  заказ родителей и  учащихся, а также учитывая возможности школы, была составлена  вторая анкета, более конкретная, с перечнем возможных  выбранных часов и предметов.

5.      Затем проводилась работа по согласованию содержания выбранных предметов с имеющимися программами и  учебниками. Составлялось и утверждалось тематическое планирование, составлялся сводный учебный план для 10-ых классов на основе федерального учебного плана с учетом востребованных курсов.

6.      В мае-июне началась работа по формированию учебных групп «плавающего», переменного состава и составлению расписания для 10-х классов. Были созданы 35 учебных групп, количество учащихся в группах варьируется от 15-17 человек в группах с расширенным изучением предмета до 25 с базовым количеством часов. Группам присваиваются названия, например М.8/1.-«математика» 8 часов в неделю, первая группа. Таким  образом созданы:

Такие предметы, как ОБЖ, МХК, экономика, физкультура, география, экология  (всего 9 часов в неделю) классы изучают в полном составе (без деления на группы), т.к. учащиеся не выбрали расширения по этим предметам.

7. Большие сложности вызвало составление расписания для 10-х классов, т.к. необходимо было учесть множество факторов, например, наличие кабинетов (на некоторых уроках три 10-х класса распадались на 4, а то и на 6 групп), отсутствие «окон» у учащихся и пр. Также необходимо было учесть интересы преподавателей, работающих по новой системе, например, наличие методических дней для посещения Курсов по повышению квалификации, удобное расписание для учителей, работающих в две смены, и многое другое.

В  итоге работа была выполнена, и расписание всей остальной школы «накладывалось» в сентябре  на  расписание 10-х классов, как на фундамент.

        Первое полугодие 2002-2003 учебного года было периодом проб и ошибок, накапливался опыт, совершенствовалась система, но уже сейчас мы  можем  говорить о несомненном преимуществе обучения по индивидуальным учебным планам перед другими формами обучения в старших классах. Проведенная диагностика по итогам полугодия, определенная положительная динамика промежуточного контроля показывают, что результаты обучения хорошие, дети в основном с интересом и удовольствием занимаются выбранными предметами, большинство групп показало 100% успеваемость и, что очень важно, более 50% качества обученности.

Hosted by uCoz