15–
18апреля
2004
г.Челябинск
Всероссийская конференция
"Информатизация общего и педагогического образования-
главное условие их модернизации"
Андриянова
Ольга Григорьевна, Авраменко Светлана
Владимировна
Средняя
школа №1936 Юго-восточного округа г. Москвы.
Организация обучения по индивидуальным учебным планам
Жизнь убедительно показала малоэффективность обучения всех и всему. Основная идея обновления старшей школы состоит в том, чтобы существенно расширить возможности выбора каждым школьником индивидуальной образовательной программы.
Все обучение должно строиться с учетом их жизненных планов. Идея профильной дифференциации и вариативности в старших классах давно пыталась найти свое место в школьной жизни. Наша школа не исключение.
Что лучше: профильные классы (экологические, физико-математические, химико-биологические, правовые, медицинские, милицейские и прочие) или профильные группы, представляющие собой более гибкую систему обучения, позволяющую регулировать содержание и объем учебного материала или многопрофильное обучение, когда каждый ученик самостоятельно выбирает интересующие его предметы (базовые, профильные, специализированные), в зависимости от своих потребностей и возможностей школы. Одному учащемуся для продолжения обучения в ВУЗе в большем объеме необходимы такие предметы, как математика и физика, другому - математика и информатика, третьему - информатика и биология, вариантов множество! Удовлетворить желания каждого ученика традиционной унитарной организацией учебно-воспитательного процесса невозможно. Система образования в современной школе должна учитывать интересы каждого, должна быть вариативной, дифференцированной, открытой для гуманных и обоснованных инновационных технологий.
В
пояснительной записке к Московскому
региональному базисному плану записано: «Обучающийся имеет право выбора
предметов, видов деятельности, вплоть до
участия в
формировании индивидуальной
образовательной программы. С целью
оптимизации учебной нагрузки обучающихся,
создания наиболее благоприятных условий
для их развития следует максимально
использовать возможности
перевода учащихся на индивидуальный
учебный план».
Профильная дифференциация и вариативность требует прежде всего внедрения новых подходов, а для этого необходимо решать вопросы нормативно-правовой базы, программно-методического и материально-технического обеспечения, совершенствовать систему повышения квалификации кадров. Таким образом, мы подошли к идее обучения в 2002-2003 учебном году учащихся 10-11 классов нашей школы по индивидуальным учебным планам. Мы не первопроходцы, ряд школ Москвы уже работают по подобной системе (например, школа № 1131 Западного округа, директор Журавлева Кира Ивановна). Естественно, мы пытались частично взять на вооружение их опыт, но, как в любом новом деле, у нас есть свои находки и свои ошибки.
Форма организации обучения по индивидуальным учебным планам строится на частичном отказе от привычной классно-урочной системы. Учащиеся объединяются в группы по интересам, т. е. по количеству выбранных часов по тому или иному предмету, состав групп «плавающий», меняющийся от урока к уроку. Учебные журналы качественно изменились: от журнала «классного» перешли к журналу «учительскому». Но начнем по порядку. Работа по переводу учащихся на новую форму обучения началась задолго до 1 сентября.
Подготовительный этап (январь – май 2001-2002 учебного года).
1. Сначала был составлен план.
План работы по подготовке внедрения индивидуальных учебных планов в 2002-2003 учебном году.
· Разработать и уточнить перечень востребованных курсов по каждой образовательной области и по каждому учебному предмету.
· Согласовать содержание с имеющимися программами и учебниками.
· Разработать рекомендации по составлению индивидуального плана.
· Провести индивидуальную работу с каждым ребенком и его родителями, включая итоговое собеседование.
· Разработать новые принципы организации учащихся в группы, поскольку классно-урочная система не соответствует используемой технологии. (Создать группы переменного, «плавающего» состава, меняющиеся от урока к уроку, от предмета к предмету).
· Разработать технологию составления расписания занятий и ведение школьной документации, в частности, проработать вопрос о замене «классного» журнала на «журнал учителя».
· Согласовать и откорректировать проекты индивидуальных учебных планов, представленных учащимися.
· Разработать сводный учебный план многопрофильной школы на следующий учебный год.
· Использовать информационные технологии при решении проблем тарификации, учета времени, успеваемости, посещаемости.
2. На родительских собраниях в феврале месяце было проведено первичное анкетирование среди учащихся 9-ых классов и их родителей с целью выявления наиболее востребованных курсов по каждому учебному предмету.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ 9-х КЛАССОВ.
1. Ф.О. ребенка____________________________
2. Ваши планы на дальнейшее обучение:
· 10 класс в нашей школе_____________________
· другое учебное заведение___________________
3.
В 10-х классах нашей школы вводится
многопрофильное обучение. Какие из
следующих предметов Вашему ребенку
необходимо изучать в расширенном объеме:
· Русский язык_________________________
· Литература__________________________
· Математика___________________________
· Физика________________________________
· Химия_________________________________
· Биология_______________________________
· История________________________________
· Информатика___________________________
· Английский язык_______________________
· Другие________________________________
( название предмета )
ПОДПИСЬ:_________________
Результаты анкетирования были обработаны и представлены в виде диаграммы.
4. Используя социальный заказ родителей и учащихся, а также учитывая возможности школы, была составлена вторая анкета, более конкретная, с перечнем возможных выбранных часов и предметов.
5. Затем проводилась работа по согласованию содержания выбранных предметов с имеющимися программами и учебниками. Составлялось и утверждалось тематическое планирование, составлялся сводный учебный план для 10-ых классов на основе федерального учебного плана с учетом востребованных курсов.
6. В мае-июне началась работа по формированию учебных групп «плавающего», переменного состава и составлению расписания для 10-х классов. Были созданы 35 учебных групп, количество учащихся в группах варьируется от 15-17 человек в группах с расширенным изучением предмета до 25 с базовым количеством часов. Группам присваиваются названия, например М.8/1.-«математика» 8 часов в неделю, первая группа. Таким образом созданы:
По математике — 4 группы: М.8/1, М.8/2, М.6/1, М.6/2.
По русскому языку и литературе — 3 группы: Р.7, Р.6, Р.5.
По физике — 4 группы: Ф.5, Ф.4, Ф.3/1, Ф.3/2.
По химии — 4 группы: Х..2/1, Х.2/2, Х.1/1, Х.1/2.
По истории — 4 группы: Ис.4/1, Ис.4/2, Ис.3/1, Ис.3/2.
По биологии — 4 группы: Б.2, Б.1/1, Б.1/2, Б.1/3.
По информатике — 6 групп (3 группы с делением пополам): Ин.3/1, Ин.3/2, Ин.2.
По английскому языку— 6 групп (3 группы с делением пополам): А.3/1, А.3/2, А.2.
Такие предметы, как ОБЖ, МХК, экономика, физкультура, география, экология (всего 9 часов в неделю) классы изучают в полном составе (без деления на группы), т.к. учащиеся не выбрали расширения по этим предметам.
7. Большие сложности вызвало составление расписания для 10-х классов, т.к. необходимо было учесть множество факторов, например, наличие кабинетов (на некоторых уроках три 10-х класса распадались на 4, а то и на 6 групп), отсутствие «окон» у учащихся и пр. Также необходимо было учесть интересы преподавателей, работающих по новой системе, например, наличие методических дней для посещения Курсов по повышению квалификации, удобное расписание для учителей, работающих в две смены, и многое другое.
В итоге работа была выполнена, и расписание всей остальной школы «накладывалось» в сентябре на расписание 10-х классов, как на фундамент.
Первое полугодие 2002-2003 учебного года было периодом проб и ошибок, накапливался опыт, совершенствовалась система, но уже сейчас мы можем говорить о несомненном преимуществе обучения по индивидуальным учебным планам перед другими формами обучения в старших классах. Проведенная диагностика по итогам полугодия, определенная положительная динамика промежуточного контроля показывают, что результаты обучения хорошие, дети в основном с интересом и удовольствием занимаются выбранными предметами, большинство групп показало 100% успеваемость и, что очень важно, более 50% качества обученности.